Как изменится портрет российского потребителя в ближайшей перспективе

26.12.2014

Общество потребления культивирует определенные ценности. Главный принцип – заменяй устаревшее, приобретай модное и красивое, а не функциональное, но невзрачное. Финансовый кризис, говорят аналитики кадровых агентств, все расставит по своим местам – перестройка произойдет не сразу, однако уже через несколько лет потребление сдвинется из материальной сферы в интеллектуальную. То есть признаком высокого социального положения будет не айфон последней модели, а место жительство и вид медицинской страховки. Какая разница, сколько стоит ваша машина, если она куплена в кредит, на погашение которого уходит львиная доля ежемесячного дохода? Жизнь не по средствам не может сочетаться с высоким статусом, и очень скоро наши соотечественники начнут это понимать.

Сорокалетние россияне помнят предыдущие кризисы, инфляции и дефолты, они знают, как распоряжаться финансами и как вести себя в нестабильных условиях. Россия берет курс на Европу, где даже самые обеспеченные люди не брезгуют прокатиться в общественном транспорте или погулять по блошиному рынку, чтобы купить понравившуюся копеечную вещицу. Вместо обеспечения нужд низшего порядка – дорогой еды и брендовой одежды – потребитель будущего начнет тратить деньги на саморазвитие и образование. Суммируя все вышесказанное, можно заключить, что россияне станут более рациональными – и это, безусловно, хорошо.